В духовных размышлениях о. Понтий делает вывод о высоте пастырства над монашеством:
«Суть монашества не во внешних образах, а в отказе от образа мышления мирского человека, в неприемлемости его отношения к жизни и людям, в отказе от великих душевных привязанностей, как бы они святы ни были. В этом отношении монах есть небесный человек. Он может сочувствовать мирянину в его скорбях, сострадать в них, силою молитвы по вере его помогать ему в них, но живет он отдельной от него жизнью. Пастырь же входит во всю жизнь своего духовного чада-мирянина с силою небесной жизни. Поэтому пастырство выше монашества».
И еще добавляет:
«Солнце греет, светит, живит. Так и Бог во Святой Троице есть тепло (Отец), свет (Сын), жизнь (Дух). Он же есть истина. Таково должно быть и пастырство. Оно есть продолжение пастырями дела Сына Божия на земле действием Святого Духа волею Отца Небесного. Пастырь есть носитель истины, а потому всегда должен быть во Христе. Поэтому зло может клеветать на него, спорить с ним, восставать на него, но в конце концов будет побеждено, ибо Христос есть победитель и сокрушитель зла. Монашество же есть небо, чуждое земле с ее страстями и суетой. К нему благоволит Отец Небесный, за него ополчается Сын Божий, его исполняет Собою Святый Дух. Оно есть образ истины, а потому монах должен быть образцом небесной жизни на земле, носителем и выразителем ее. Наивысший образец монашества — Божия Матерь. Посему от монашества зло бежит, ибо монах должен пребывать во Святом Духе. В монашестве человечество личности как бы исчезает, а в пастырстве оно остается со всеми его немощами. Если монашеству нужна великая благодать для пребывания в благодатно-небесном состоянии духа, то пастырству она нужна гораздо более обильная дарами, дабы, кроме того, еще побеждать зло в мире и свидетельствовать в нем об истине. С окончанием сей земной жизни, после Второго Пришествия Христова, пастырство потеряет эту свою земную сторону и останется в состоянии, подобном состоянию монашества. Дары его останутся при нем, но получат иное назначение».
Из приведенных примеров видно, какие сложные духовные вопросы рассматривает о. Понтий Рупшев. И как хорошо, что прот. Илия Шапиро поможет нам разобраться в этих сложных темах. Для подготовки ко встрече можно воспользоваться материалами, размещенными на сайте православной общины Михново (Литва) - http://mihnovo.ru/.