30 мая состоялась 58-я паломническая поездка во главе с настоятелем храма святителя Филарета Московского священником Александром Безруковым в Ярославль.
Ярославль - один из древнейших городов России. Почти тысячу лет назад, в 1010 году, святой благоверный князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-восточной Руси Ростову Великому, основал здесь город- крепость.
Географическое положение Ярославля было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищённый мыс.
На протяжении столетий Ярославль был культурным центром Руси. Процветало книжное и иконописное дело, покровителем которого стал выдающийся князь Константин Всеволодович и его сын Всеволод. При них город достиг своего наивысшего расцвета. В начале XIII века шло активное строительство церквей, основывались монастыри, развивалось иконописное мастерство.
Местные иконы этого времени свидетельствуют о большом художественном таланте и мастерстве их создателей, о глубоких знаниях лучших достижений искусства Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества.
Начавшийся блестящий расцвет Ярославля прервало татаро-монгольское нашествие. Как и многие другие русские города, в 1238 году Ярославль был разорен и сожжён дотла, но не сдался.
Один из самых кровопролитных боёв с татарами произошел на горе за рекой Которосль. С тех пор она стала называться Туговой, что значит "Скорбная гора".
Ярославцы славятся своим мужеством и отвагой. В победоносной Куликовской битве именно Ярославская дружина стояла насмерть на левом фланге войска святого Димитрия Донского.
В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. С этого времени начинается активное строительство каменных церквей и монастырей города.
Наша паломническая группа начала свое знакомство с городом с Казанского женского монастыря Ярославля.
Основанию Казанского женского монастыря предшествовало необычайное обретение Ярославской Казанской иконы Божией Матери.
В 1588 г. романовский житель Герасим Трифонов, будучи в городе Казани, в местечке Тетюши, получил чудесное исцеление от иконы, купленной в указанной Владычицей лавке Казани, и привез ее в свой родной город Романов. Повелевая воздвигнуть храм для Своего чудотворного образа, Царица Небесная изрекла, что “та святая икона… будет новочудотворная…”. Но в Романове храм не построили.
Через 21 год, во время Смуты, при разорении Романова поляками чудотворная икона в окладе была вывезена польским захватчиком, поручиком Яковом Любским, в Ярославль с намерением увезти святыню дальше, в Польшу.
В Ярославле благочестивый купец Василий Лыткин выкупил у польского захватчика чудотворную Казанскую икону вместе с серебряным окладом и драгоценностями.
Во время 24-дневной осады города, в апреле 1609 г., при попытке поляков захватить Ярославль, инок Галактион (в миру Герасим Трифонов), молившийся у мощей Ярославских свв. князей, услышал повеление построить храм в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери здесь, в Ярославле, на месте, которое Она благоизволит своей милостью, и обещание Царицы Небесной о заступничестве Ярославля.
Незамедлительно осада была снята. Поляки отступили. Ярославцы поспешили исполнить волю Заступницы Усердной – в 1610 г. построили храм для чудотворной иконы.
Постепенно Казанская обитель начала расти, многие венценосные особы принимали участие в ее строительстве. Возникла добрая традиция крестных ходов с Ярославской чудотворной иконой Божией Матери до города Романова.
Но второе смутное время XX века надолго остановило духовную жизнь в Казанском монастыре. Обитель была разграблена, а чудотворная икона Божией Матери исчезла. Монахини обители переведены в Толгский монастырь.
В советские годы здесь был организован концентрационный лагерь, а после стал действовать архив Ярославской области, что и спасло Казанский собор от уничтожения.
Промыслом Божиим в 90-е годы XX века монастырь начал возрождаться.
В 2000 году Казанский собор был открыт для богослужений и вернулась традиция крестных ходов со списком утраченной иконы Божией Матери, также прославившийся чудесами в наше время.
В Казанском соборе почивают чудотворные и благоуханные мощи свт. Агафангела (1854–1928 гг.), Митрополита Ярославского и Ростовского, прославленного в Лике святых как священноисповедника.
Паломники с интересом и благодарностью слушали рассказ гида о житии св. Агафангела, узнавая подробности жизни доброго и мудрого подвижника, перенесшего множество страданий ради Христа.
После экскурсии в Казанском соборе паломников ждала трапеза в Спасо-Афанасиевском монастыре и осмотр основных достопримечательностей города.
В Спасо-Афанасиевском монастыре паломники услышали чудесную историю образа Нерукотворного Спаса.
Обретенный во время Смутного времени в 1612 году, когда на долю ярославцев выпали помимо военных действий ещё и открывшаяся моровая язва, в часовне близ церкви святителей Афанасия и Кирилла священником Илией по внушению Божию была обретена икона Спаса Нерукотворного, от которой стали происходить чудеса исцеления от страшной болезни. В честь чудотворной иконы Спаса одним днём поставили церковь (обыденную), на освящении которой были Минин и Пожарский. После этого события губительное моровое поветрие в городе прекратилось, а воодушевленное ополчение совершило поход на Москву для спасения нашего Отечества.
Позднее, в годы Второй Смуты, чудотворный образ Нерукотворенного Спаса был перемещён в Ярославские реставрационные мастерские (1930 г.). Тогда же он был идентифицирован, описан и почти на 90 лет безвестно канул в музейных хранилищах.
В XX веке храмы монастыря были в плачевном состоянии, как и многие Святыни в это время. Но к концу столетия жизнь в обители начала возрождаться, а в начале XXI века, 13 марта 2018 года была вновь обретена икона Нерукотворного Спаса.
Из Ярославского художественного музея была торжественно перенесена главная святыня - образ Спаса Нерукотворного, спасший ярославцев и ополчение Минина и Пожарского от «моровой язвы» в 1612 году и прославившийся многими чудотворениями.
Нашей паломнической группе посчастливилось помолиться перед этим образом и послушать рассказ священнослужителя монастыря об обретении и прославлении древнего Образа.
Экскурсия по городу открыла паломникам ещё одно значимое место в городе - вечный огонь.
Память защитников нашего отечества, живот свой положивших за нас, увековечена в грандиозном памятнике, полном символов и смыслов. По правую и левую руку от вечного огня расположены барельефы воинов, лицами своими обращенные к центру. А в центре на заднем плане возвышается Кафедральный собор Ярославля, являясь доминантой памятника павшим воинам. Гениально выстроенная композиция памятника указывает на истину: без Божией помощи никакая победа невозможна, а с Богом возможно всё!
Кафедральный Успенский собор самый древний храм Ярославля, заложенный в начале XIII века.
За свою историю храм несколько раз горел и был разрушен, а в 1930-е годы взорван. Сегодня стрелку Волги и Которосли украшает восстановленный в 2000-е годы Успенский собор с белокаменными стенами, золотыми главками и великолепными изразцовыми порталами.
В соборе покоятся мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, частицы мощей святых благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей, смелых и отважных князей, боровшихся за свободу Ярославской земли.
Ярославль - город самоотверженных великих князей, столпов и оплота нашей Русской земли. Паломнничество в этот славный город побуждает нас снова и снова испытать чувство благодарности к этим гигантам духа, подвигом которых живём мы, их потомки.
58-я паломническая поездка останется в наших сердцах яркой, солнечной, насыщенной и полной впечатлений.
Слава Богу за всё!
Фотоотчёт можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/album-155553312_302974555.
Ярославль - один из древнейших городов России. Почти тысячу лет назад, в 1010 году, святой благоверный князь Ярослав Мудрый, стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-восточной Руси Ростову Великому, основал здесь город- крепость.
Географическое положение Ярославля было весьма выгодным в военном отношении. Крутые высокие берега Волги и Которосли, глубокий Медведицкий овраг, по которому протекал ручей, образовывали естественно защищённый мыс.
На протяжении столетий Ярославль был культурным центром Руси. Процветало книжное и иконописное дело, покровителем которого стал выдающийся князь Константин Всеволодович и его сын Всеволод. При них город достиг своего наивысшего расцвета. В начале XIII века шло активное строительство церквей, основывались монастыри, развивалось иконописное мастерство.
Местные иконы этого времени свидетельствуют о большом художественном таланте и мастерстве их создателей, о глубоких знаниях лучших достижений искусства Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества.
Начавшийся блестящий расцвет Ярославля прервало татаро-монгольское нашествие. Как и многие другие русские города, в 1238 году Ярославль был разорен и сожжён дотла, но не сдался.
Один из самых кровопролитных боёв с татарами произошел на горе за рекой Которосль. С тех пор она стала называться Туговой, что значит "Скорбная гора".
Ярославцы славятся своим мужеством и отвагой. В победоносной Куликовской битве именно Ярославская дружина стояла насмерть на левом фланге войска святого Димитрия Донского.
В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. С этого времени начинается активное строительство каменных церквей и монастырей города.
Наша паломническая группа начала свое знакомство с городом с Казанского женского монастыря Ярославля.
Основанию Казанского женского монастыря предшествовало необычайное обретение Ярославской Казанской иконы Божией Матери.
В 1588 г. романовский житель Герасим Трифонов, будучи в городе Казани, в местечке Тетюши, получил чудесное исцеление от иконы, купленной в указанной Владычицей лавке Казани, и привез ее в свой родной город Романов. Повелевая воздвигнуть храм для Своего чудотворного образа, Царица Небесная изрекла, что “та святая икона… будет новочудотворная…”. Но в Романове храм не построили.
Через 21 год, во время Смуты, при разорении Романова поляками чудотворная икона в окладе была вывезена польским захватчиком, поручиком Яковом Любским, в Ярославль с намерением увезти святыню дальше, в Польшу.
В Ярославле благочестивый купец Василий Лыткин выкупил у польского захватчика чудотворную Казанскую икону вместе с серебряным окладом и драгоценностями.
Во время 24-дневной осады города, в апреле 1609 г., при попытке поляков захватить Ярославль, инок Галактион (в миру Герасим Трифонов), молившийся у мощей Ярославских свв. князей, услышал повеление построить храм в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери здесь, в Ярославле, на месте, которое Она благоизволит своей милостью, и обещание Царицы Небесной о заступничестве Ярославля.
Незамедлительно осада была снята. Поляки отступили. Ярославцы поспешили исполнить волю Заступницы Усердной – в 1610 г. построили храм для чудотворной иконы.
Постепенно Казанская обитель начала расти, многие венценосные особы принимали участие в ее строительстве. Возникла добрая традиция крестных ходов с Ярославской чудотворной иконой Божией Матери до города Романова.
Но второе смутное время XX века надолго остановило духовную жизнь в Казанском монастыре. Обитель была разграблена, а чудотворная икона Божией Матери исчезла. Монахини обители переведены в Толгский монастырь.
В советские годы здесь был организован концентрационный лагерь, а после стал действовать архив Ярославской области, что и спасло Казанский собор от уничтожения.
Промыслом Божиим в 90-е годы XX века монастырь начал возрождаться.
В 2000 году Казанский собор был открыт для богослужений и вернулась традиция крестных ходов со списком утраченной иконы Божией Матери, также прославившийся чудесами в наше время.
В Казанском соборе почивают чудотворные и благоуханные мощи свт. Агафангела (1854–1928 гг.), Митрополита Ярославского и Ростовского, прославленного в Лике святых как священноисповедника.
Паломники с интересом и благодарностью слушали рассказ гида о житии св. Агафангела, узнавая подробности жизни доброго и мудрого подвижника, перенесшего множество страданий ради Христа.
После экскурсии в Казанском соборе паломников ждала трапеза в Спасо-Афанасиевском монастыре и осмотр основных достопримечательностей города.
В Спасо-Афанасиевском монастыре паломники услышали чудесную историю образа Нерукотворного Спаса.
Обретенный во время Смутного времени в 1612 году, когда на долю ярославцев выпали помимо военных действий ещё и открывшаяся моровая язва, в часовне близ церкви святителей Афанасия и Кирилла священником Илией по внушению Божию была обретена икона Спаса Нерукотворного, от которой стали происходить чудеса исцеления от страшной болезни. В честь чудотворной иконы Спаса одним днём поставили церковь (обыденную), на освящении которой были Минин и Пожарский. После этого события губительное моровое поветрие в городе прекратилось, а воодушевленное ополчение совершило поход на Москву для спасения нашего Отечества.
Позднее, в годы Второй Смуты, чудотворный образ Нерукотворенного Спаса был перемещён в Ярославские реставрационные мастерские (1930 г.). Тогда же он был идентифицирован, описан и почти на 90 лет безвестно канул в музейных хранилищах.
В XX веке храмы монастыря были в плачевном состоянии, как и многие Святыни в это время. Но к концу столетия жизнь в обители начала возрождаться, а в начале XXI века, 13 марта 2018 года была вновь обретена икона Нерукотворного Спаса.
Из Ярославского художественного музея была торжественно перенесена главная святыня - образ Спаса Нерукотворного, спасший ярославцев и ополчение Минина и Пожарского от «моровой язвы» в 1612 году и прославившийся многими чудотворениями.
Нашей паломнической группе посчастливилось помолиться перед этим образом и послушать рассказ священнослужителя монастыря об обретении и прославлении древнего Образа.
Экскурсия по городу открыла паломникам ещё одно значимое место в городе - вечный огонь.
Память защитников нашего отечества, живот свой положивших за нас, увековечена в грандиозном памятнике, полном символов и смыслов. По правую и левую руку от вечного огня расположены барельефы воинов, лицами своими обращенные к центру. А в центре на заднем плане возвышается Кафедральный собор Ярославля, являясь доминантой памятника павшим воинам. Гениально выстроенная композиция памятника указывает на истину: без Божией помощи никакая победа невозможна, а с Богом возможно всё!
Кафедральный Успенский собор самый древний храм Ярославля, заложенный в начале XIII века.
За свою историю храм несколько раз горел и был разрушен, а в 1930-е годы взорван. Сегодня стрелку Волги и Которосли украшает восстановленный в 2000-е годы Успенский собор с белокаменными стенами, золотыми главками и великолепными изразцовыми порталами.
В соборе покоятся мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, частицы мощей святых благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей, смелых и отважных князей, боровшихся за свободу Ярославской земли.
Ярославль - город самоотверженных великих князей, столпов и оплота нашей Русской земли. Паломнничество в этот славный город побуждает нас снова и снова испытать чувство благодарности к этим гигантам духа, подвигом которых живём мы, их потомки.
58-я паломническая поездка останется в наших сердцах яркой, солнечной, насыщенной и полной впечатлений.
Слава Богу за всё!
Фотоотчёт можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/album-155553312_302974555.