24 сентября состоялась 61-я приходская поездка к святым местам Коломны — города с глубокой историей, повествующей о духовной силе наших предков, в котором родился Василий Дроздов — будущий небесный покровитель нашего храма святитель Филарет Московский.
Это уже вторая поездка на родину святителя Филарета наших прихожан, первый раз мы были там в очень знаковый для нашего Патриаршего Подворья день 31 мая 2022 года, когда была одобрена субсидия Святейшим Патриархом Кириллом на строительство нулевого цикла нашего каменного храма. Свт. Филарет не оставил нас своей помощью пред Господом и Пресвятой Богородицей! И долгожданное строительство началось уже в июле 2022 г.
В этот раз мы отправились в поездку во главе с настоятелем храма — священником Александром. По дороге мы служили акафист свт. Филарету Московскому. Весь день светило солнце, было тепло и настроение у всех было приподнятое и радостное.
Часть 1: Коломенский Кремль
В Коломне нас встретили древние храмы, ставшие свидетелями молитв тысяч православных верующих. Величественный звук колоколов, раздающийся издалека, наполнял атмосферу особой торжественностью. Мы направились к стенам Коломенского Кремля, где каждая башня и каждая улица хранили в себе тайны минувших веков.
У стен Коломенского Кремля нас ожидали экскурсоводы, и мы, традиционно разделившись на две группы, отправились на экскурсию. Началась она с посещения монастыря с редким названием — Успенского Брусенского женского монастыря. Это один из двух древних монастырей на территории Коломенского Кремля. По давнему преданию Иван Грозный, в очередной раз пытаясь взять Казань (первые два похода 1548 и 1549 годов оказались неудачными), летом 1552 года собрал войска здесь, в Коломне, молился перед чудотворной Донской иконой Божией Матери, хранившейся в Успенском кафедральном соборе, и пошёл на татарское ханство. Третий поход оказался успешным — 2 октября (по старому стилю) Казань была взята. В честь этого события в том же 1552 году Иван Грозный заложил в Коломне Успенский Брусенский монастырь.
Затем мы прошли через Малаховские ворота к крепостной стене; перед нашим взором раскинулся город Коломна, в сторону которого указывает Дмитрий Донской на коне, а справа возвышается Маринкина башня. На фасаде 8-этажной Маринкиной башни обустроено 20 граней. Башня представляет собой полноценный сторожевой пост — конструкция достигает 31 метра в высоту. Постройку назвали в память жившей в городе жены обоих Лжедмитриев полячки Марины Мнишек. Она была коронована как русская царица, а ее сын Иван претендовал на престол.
Далее мы обошли башню и вдоль восстановленной крепостной стены по улице Лазарева вышли на центральную Кремлевскую площадь. Тут экскурсия продолжилась: нам рассказали об истории Успенского кафедрального собора, шатровой колокольне, Тихвинской церкви, а также памятнике Кириллу и Мефодию.
Прогуливаясь среди старинных стен, мы ощущали дыхание истории и понимали, что здесь каждый камень был свидетелем святых дел и молитв народа, защищавшего свою веру.
На просторах древней коломенской земли пересекались былинные глаголы «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище». Здесь гремели оды Василия Протопопова, тут получали первые уроки поэтического вдохновения Иван Лажечников и будущий святитель Филарет (Дроздов).
В ХХ веке здесь подолгу жила и создавала свой коломенский цикл Анна Ахматова, расцветал переводческий и творческий гений Сергея Шервинского. О Коломне писали Сергей Есенин, Николай Заболоцкий, Павел Радимов. Под сенью коломенских рощ Михаил Лозинской завершал работу над переводом «Божественной комедии».
Удивительно, что в наш прагматичный ХХI век не исчезла в душах людей способность откликаться на всё волнующее стихотворной строкой. Создатель их причастен ко всему сущему: малому цветку, высокому чистому облаку, прохладной речной волне.
Много лет в городе действовали и даже соперничали между собой два литературных объединения. Оба они возглавлялись известными поэтами — Александром Кирсановым («Зарница») и Олегом Кочетковым («Зелёные цветы»).
Надо отдать должное, ни их деятельность на этом поприще, ни даже соперничество не пропали даром: поэтов в Коломне, притом неплохих поэтов, очень много. К сожалению, не все они известны широкому читателю. Лишь изредка они сияют золотой россыпью на страницах «Коломенского альманаха». Это по-есенински мощные строки Вадима Квашнина, простая и глубокая лирика Татьяны Башкировой, словно узорчатая чеканка, стихи Романа Славацкого…Михаил Мещеряков, своей волшебной кистью накладывающий слой за слоем самоцветные краски; трагические мелодии Нины Соловьёвой, изящные ноты Евгения Кузнецова…
Анна Ахматова
«Под Коломной»
Шервинским
… Где на четырех высоких лапах
Колокольни звонкие бока
Поднялись, где в поле мятный запах,
И гуляют маки в красных шляпах,
И течет московская река, —
Все бревенчато, дощато, гнуто…
Полноценно цедится минута
На часах песочных. Этот сад
Всех садов и всех лесов дремучей,
И над ним, как над бездонной кручей,
Солнца древнего из сизой тучи
Пристален и нежен долгий взгляд.
В свободное от экскурсии время каждый выбрал себе маршруты сам: кто-то пошёл в один из самых древних храмов Коломны Николы Гостного (1501 г.), кто-то чудом попал в храм Воскресения Словущего, который находится на реставрации, а многие, памятуя прошлую поездку, зашли в уютный дворик Ново-Голутвина монастыря (Коломенского епархиального управления) под стены невероятно красивой голубой Покровской церкви, Собора Троицы Живоначальной (1705 г.), ажурной, деревянной часовни святых Владимира и Анастасии.
После трапезы в небольшом и уютном зале мы вышли на освященную осенним солнцем улицу Лажечникова и, оставив величественные Кремлевские соборы, направились к стоянке автобуса. Оттуда по узким улочкам Коломны наш большой экскурсионный автобус осторожно довез нас до родового гнезда свт. Филарета Московского — Богоявленского собора г. Коломны.
Часть 2: Богоявленский храм в Гончарах
Знакомый уже многим лазурно-голубой храм с золотыми куполами и круглой величественной колокольней на фоне ярко голубого неба предстал пред нами.
Богоявленский храм не закрывался в советские годы и в него привозили святыни из храмов Коломны и окрестных храмов и монастырей, спасая их от поругания… С 1940-х по 1980-е годы этот храм являлся кафедральным, хотя по размеру совсем небольшой.
В этом году исполняется 335 лет с момента постройки самой древней его сохранившейся части — каменного четверика, возведённого на месте деревянной сгоревшей Зачатьевской церкви села Бабышево. Это была вотчина, которая с XIV в. принадлежала великим княгиням Московским.
В XV в. супруга Иоанна III София Палеолог дала обет, что если у неё родится наследник (будущий Василий III), то она построит церковь в селе. Так и произошло в 1480 году. Улица в то время также называлась Зачатьевской, по названию церкви.
В 1520-х гг. здесь поселяются строители Коломенского Кремля - кирпичники и гончары. Так село становится пригородом: Гончарной слободой.
В XVI в. деревянная церковь сгорела, и на её пепелище был обретён Образ Спаса Нерукотворного. Поэтому новую церковь освятили в честь этого образа. В 1680 г. Спасский храм стали возводить каменным, но по какой-то причине освятили его в 1689 г. как Богоявленский — это до сих пор одна из коломенских тайн.
Современный вид храм приобрёл уже в 1802-1803 гг. А чудесно обретенный образ Спаса Нерукотворного и теперь находится в иконостасе Богоявленского храма, он чуть меньше по размеру, чем остальные иконы современного иконостаса.
26 декабря 1782 г. (по старому стилю) здесь, в семье диакона, родился небесный покровитель г. Коломны и нашего храма в Зеленограде - святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Здесь служили его родные: прадед, дед, отец, брат.
В наш приезд в Гончары нас ждала уже знакомая экскурсовод Наталья.
В уютном дворике храма, она с увлечением рассказала нам об истории Богоявленского храма и о приходском музее, созданном 6 лет назад настоятелем иереем Виктором Волковым, его супругой и активными прихожанами. Нам же особенно было интересно слушать её рассказ о детских годах свт. Филарета Московского, тогда ещё мальчика Василия Дроздова.
Наталья рассказала, что о детских и юношеских годах свт. Филарета Московского очень интересно и много писал русский публицист и общественный деятель Н. П. Гиляров-Платонов.
Священномученик Иаков Бриллиантов был настоятелем храма с 1929 по 1931 гг. Память его празднуется 2 декабря, как и память свт. Филарета. Будучи талантливым педагогом и писателем, отец Иаков составил акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Священник Иаков Бриллиантов был расстрелян 2 декабря 1937 года на полигоне в Бутово.
Погрузившись в тихую атмосферу храма в Гончарах, мы стали лучше понимать смысл истинного служения – любви к Богу и ближнему, олицетворённой в жизни святых и подвижников этого святого исторического места г. Коломны.
На обратном пути, во время пения акафиста Пресвятой Богородице пред иконой «Скоропослушница», многих переполняло чувство умиротворения и благодарности. В сердцах осталась духовная искра, которая будет гореть долгие годы, напоминая о той встрече с вечностью и небесной благодатью, которую мы пережили в этих священных местах.
Слава Богу за всё!
Фоторепортаж с нашей поездки в г. Коломну можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/album-155553312_304524089.
Фотографии можно скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/83YcsJ_YWIzEIA.
Это уже вторая поездка на родину святителя Филарета наших прихожан, первый раз мы были там в очень знаковый для нашего Патриаршего Подворья день 31 мая 2022 года, когда была одобрена субсидия Святейшим Патриархом Кириллом на строительство нулевого цикла нашего каменного храма. Свт. Филарет не оставил нас своей помощью пред Господом и Пресвятой Богородицей! И долгожданное строительство началось уже в июле 2022 г.
В этот раз мы отправились в поездку во главе с настоятелем храма — священником Александром. По дороге мы служили акафист свт. Филарету Московскому. Весь день светило солнце, было тепло и настроение у всех было приподнятое и радостное.
Часть 1: Коломенский Кремль
В Коломне нас встретили древние храмы, ставшие свидетелями молитв тысяч православных верующих. Величественный звук колоколов, раздающийся издалека, наполнял атмосферу особой торжественностью. Мы направились к стенам Коломенского Кремля, где каждая башня и каждая улица хранили в себе тайны минувших веков.
У стен Коломенского Кремля нас ожидали экскурсоводы, и мы, традиционно разделившись на две группы, отправились на экскурсию. Началась она с посещения монастыря с редким названием — Успенского Брусенского женского монастыря. Это один из двух древних монастырей на территории Коломенского Кремля. По давнему преданию Иван Грозный, в очередной раз пытаясь взять Казань (первые два похода 1548 и 1549 годов оказались неудачными), летом 1552 года собрал войска здесь, в Коломне, молился перед чудотворной Донской иконой Божией Матери, хранившейся в Успенском кафедральном соборе, и пошёл на татарское ханство. Третий поход оказался успешным — 2 октября (по старому стилю) Казань была взята. В честь этого события в том же 1552 году Иван Грозный заложил в Коломне Успенский Брусенский монастырь.
Затем мы прошли через Малаховские ворота к крепостной стене; перед нашим взором раскинулся город Коломна, в сторону которого указывает Дмитрий Донской на коне, а справа возвышается Маринкина башня. На фасаде 8-этажной Маринкиной башни обустроено 20 граней. Башня представляет собой полноценный сторожевой пост — конструкция достигает 31 метра в высоту. Постройку назвали в память жившей в городе жены обоих Лжедмитриев полячки Марины Мнишек. Она была коронована как русская царица, а ее сын Иван претендовал на престол.
Далее мы обошли башню и вдоль восстановленной крепостной стены по улице Лазарева вышли на центральную Кремлевскую площадь. Тут экскурсия продолжилась: нам рассказали об истории Успенского кафедрального собора, шатровой колокольне, Тихвинской церкви, а также памятнике Кириллу и Мефодию.
Прогуливаясь среди старинных стен, мы ощущали дыхание истории и понимали, что здесь каждый камень был свидетелем святых дел и молитв народа, защищавшего свою веру.
На просторах древней коломенской земли пересекались былинные глаголы «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище». Здесь гремели оды Василия Протопопова, тут получали первые уроки поэтического вдохновения Иван Лажечников и будущий святитель Филарет (Дроздов).
В ХХ веке здесь подолгу жила и создавала свой коломенский цикл Анна Ахматова, расцветал переводческий и творческий гений Сергея Шервинского. О Коломне писали Сергей Есенин, Николай Заболоцкий, Павел Радимов. Под сенью коломенских рощ Михаил Лозинской завершал работу над переводом «Божественной комедии».
Удивительно, что в наш прагматичный ХХI век не исчезла в душах людей способность откликаться на всё волнующее стихотворной строкой. Создатель их причастен ко всему сущему: малому цветку, высокому чистому облаку, прохладной речной волне.
Много лет в городе действовали и даже соперничали между собой два литературных объединения. Оба они возглавлялись известными поэтами — Александром Кирсановым («Зарница») и Олегом Кочетковым («Зелёные цветы»).
Надо отдать должное, ни их деятельность на этом поприще, ни даже соперничество не пропали даром: поэтов в Коломне, притом неплохих поэтов, очень много. К сожалению, не все они известны широкому читателю. Лишь изредка они сияют золотой россыпью на страницах «Коломенского альманаха». Это по-есенински мощные строки Вадима Квашнина, простая и глубокая лирика Татьяны Башкировой, словно узорчатая чеканка, стихи Романа Славацкого…Михаил Мещеряков, своей волшебной кистью накладывающий слой за слоем самоцветные краски; трагические мелодии Нины Соловьёвой, изящные ноты Евгения Кузнецова…
Анна Ахматова
«Под Коломной»
Шервинским
… Где на четырех высоких лапах
Колокольни звонкие бока
Поднялись, где в поле мятный запах,
И гуляют маки в красных шляпах,
И течет московская река, —
Все бревенчато, дощато, гнуто…
Полноценно цедится минута
На часах песочных. Этот сад
Всех садов и всех лесов дремучей,
И над ним, как над бездонной кручей,
Солнца древнего из сизой тучи
Пристален и нежен долгий взгляд.
В свободное от экскурсии время каждый выбрал себе маршруты сам: кто-то пошёл в один из самых древних храмов Коломны Николы Гостного (1501 г.), кто-то чудом попал в храм Воскресения Словущего, который находится на реставрации, а многие, памятуя прошлую поездку, зашли в уютный дворик Ново-Голутвина монастыря (Коломенского епархиального управления) под стены невероятно красивой голубой Покровской церкви, Собора Троицы Живоначальной (1705 г.), ажурной, деревянной часовни святых Владимира и Анастасии.
После трапезы в небольшом и уютном зале мы вышли на освященную осенним солнцем улицу Лажечникова и, оставив величественные Кремлевские соборы, направились к стоянке автобуса. Оттуда по узким улочкам Коломны наш большой экскурсионный автобус осторожно довез нас до родового гнезда свт. Филарета Московского — Богоявленского собора г. Коломны.
Часть 2: Богоявленский храм в Гончарах
Знакомый уже многим лазурно-голубой храм с золотыми куполами и круглой величественной колокольней на фоне ярко голубого неба предстал пред нами.
Богоявленский храм не закрывался в советские годы и в него привозили святыни из храмов Коломны и окрестных храмов и монастырей, спасая их от поругания… С 1940-х по 1980-е годы этот храм являлся кафедральным, хотя по размеру совсем небольшой.
В этом году исполняется 335 лет с момента постройки самой древней его сохранившейся части — каменного четверика, возведённого на месте деревянной сгоревшей Зачатьевской церкви села Бабышево. Это была вотчина, которая с XIV в. принадлежала великим княгиням Московским.
В XV в. супруга Иоанна III София Палеолог дала обет, что если у неё родится наследник (будущий Василий III), то она построит церковь в селе. Так и произошло в 1480 году. Улица в то время также называлась Зачатьевской, по названию церкви.
В 1520-х гг. здесь поселяются строители Коломенского Кремля - кирпичники и гончары. Так село становится пригородом: Гончарной слободой.
В XVI в. деревянная церковь сгорела, и на её пепелище был обретён Образ Спаса Нерукотворного. Поэтому новую церковь освятили в честь этого образа. В 1680 г. Спасский храм стали возводить каменным, но по какой-то причине освятили его в 1689 г. как Богоявленский — это до сих пор одна из коломенских тайн.
Современный вид храм приобрёл уже в 1802-1803 гг. А чудесно обретенный образ Спаса Нерукотворного и теперь находится в иконостасе Богоявленского храма, он чуть меньше по размеру, чем остальные иконы современного иконостаса.
26 декабря 1782 г. (по старому стилю) здесь, в семье диакона, родился небесный покровитель г. Коломны и нашего храма в Зеленограде - святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Здесь служили его родные: прадед, дед, отец, брат.
В наш приезд в Гончары нас ждала уже знакомая экскурсовод Наталья.
В уютном дворике храма, она с увлечением рассказала нам об истории Богоявленского храма и о приходском музее, созданном 6 лет назад настоятелем иереем Виктором Волковым, его супругой и активными прихожанами. Нам же особенно было интересно слушать её рассказ о детских годах свт. Филарета Московского, тогда ещё мальчика Василия Дроздова.
Наталья рассказала, что о детских и юношеских годах свт. Филарета Московского очень интересно и много писал русский публицист и общественный деятель Н. П. Гиляров-Платонов.
Священномученик Иаков Бриллиантов был настоятелем храма с 1929 по 1931 гг. Память его празднуется 2 декабря, как и память свт. Филарета. Будучи талантливым педагогом и писателем, отец Иаков составил акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Священник Иаков Бриллиантов был расстрелян 2 декабря 1937 года на полигоне в Бутово.
Погрузившись в тихую атмосферу храма в Гончарах, мы стали лучше понимать смысл истинного служения – любви к Богу и ближнему, олицетворённой в жизни святых и подвижников этого святого исторического места г. Коломны.
На обратном пути, во время пения акафиста Пресвятой Богородице пред иконой «Скоропослушница», многих переполняло чувство умиротворения и благодарности. В сердцах осталась духовная искра, которая будет гореть долгие годы, напоминая о той встрече с вечностью и небесной благодатью, которую мы пережили в этих священных местах.
Слава Богу за всё!
Фоторепортаж с нашей поездки в г. Коломну можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/album-155553312_304524089.
Фотографии можно скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/83YcsJ_YWIzEIA.